header 1180X60

  • 1

    ribbon rus
  • 2

    ribbon rus
  • 3

    ribbon rus
  • 4

    ribbon rus

Торговый порт: настроение осторожно-уверенное!

(публикация в ведущем Интернет- портале Калининградской области и городе Калининграде www.newkaliningrad.ru за 30.04.2010 года)

Опасения «доброжелателей» Калининградского морского торгового порта о том, что улучшение ситуации на предприятии связано лишь с сезонными особенностями северо-западной логистики, не оправдываются. О том, что происходит в порту сегодня и о перспективах на ближайшее будущее рассказывает генеральный директор ОАО «КМТП» Владислав Дорофеев.

- Владислав Юрьевич! Калининградский морской торговый порт пережил сложную осень и непростую зиму. С каким настроем встречают портовики майские праздники?

- Действительно, в прошлом году порт был на грани остановки. Вдвое был сокращен персонал, оставшиеся сотрудники были переведены на неполный рабочий день, резко упали зарплаты, катастрофически снизился грузооборот. Кризис ударил по нам очень больно. Пришлось сменить команду топ-менеджеров. Ситуация начала выправляться зимой 2009-2010, тогда грузооборот порта начал расти на глазах: в январе - 176 тысяч тонн, в феврале – уже 264 тысячи тонн, в марте – 307 тысяч тонн. На апрель мы прогнозировали 267 тысяч тонн, но фактически переработали 320 тысяч тонн.
Я тронут беспокойством некоторых СМИ, которые были уверены в том, что наши зимние успехи связаны лишь с традиционным сезонным наплывом груза в калининградский порт. Многие «доброжелатели» сокрушались о том, что как только льды в порту Санкт-Петербург растают, груз из Калининграда уйдет. Но вот, лед растаял, а груз и не собирается уходить. Это говорит лишь о том, что грузопотоки повернулись в сторону калининградского порта не по сезонным причинам, а в результате длительной, планомерной и профессиональной работы наших коммерсантов и маркетологов. Нам удалось закрепить за собой грузопоток. Поэтому сейчас я уже могу выразить осторожный оптимизм насчет того, что помесячный объем перевалки, невзирая на традиционно «провальные» летние месяцы, мы не уменьшим, и, думаю, по итогам 2010 года выйдем на годовой показатель в 3,5 миллиона тонн.

- Какова номенклатура тех грузов, которые пришли на причалы КМТП?

- В первую очередь, это металлы нашего давнего партнера Новолипецкого металлургического комбината. Этот грузопоток сейчас основной, и грузовладелец активно наращивает его объемы: если в январе мы обработали всего 62 тысячи тонн, то в феврале и марте уже 143 и 148 тысяч тонн соответственно. Сегодня на подходе к порту 650 вагонов металлов, которые нам предстоит переработать.
Конечно же, благосостояние порта не может строиться на одном грузопотоке. Потихоньку, но стабильно увеличиваются объемы коксовой крошки; оживает поток импортных контейнерных грузов; неплохо идет на экспорт мазут – зимой мы переваливали в среднем по 50 тысяч тонн в месяц, а весной уже почти 80 тысяч тонн; резко увеличился грузопоток щебня – с 3 тысяч тонн в зимние месяцы до 20 тысяч тонн в марте.
Есть еще ряд крупных нереализованных контрактов, которые пока в процессе «вызревания» чисто по технически-бумажным причинам. У нас под них все готово. Это, например, перевалка медносодержащего шлака – 850 тысяч тонн в год. На подходе – насыпные химические грузы: наконец-то наш, специализированный под такой груз, терминал ГМБ заработает в полную мощь. Есть и другие наметки.

- Что именно привлекает новолипецких металлургов в КМТП? Почему они не ушли в Санкт-Петербург, как предсказывали специалисты от логистики. Чем вы «заманили» других грузовладельцев?

- Тут целый комплекс причин. По металлам мы конкурируем на Северо-Западном направлении с портом Санкт-Петербург. Но в дело в том, что холоднокатаные металлы необходимо хранить только в крытых складах, коих почти нет в Питере, но есть у нас. Плюс существенные экономические причины. Литовская железная дорога установила скидку на транзит Новолипецкого металла по своей территории в направлении Калининграда. Так вот, если сложить стоимость железнодорожного тарифа, стивидорных услуг в нашем порту и стоимость фрахта, то по этим трем позициям Калининград значительно выигрывает у Питера и Клайпеды. Грузовладелец понял, что у нас дешевле, качественнее и комфортнее. Год мы доказывали, что мы можем, способны, умеем работать, подтверждали свою репутацию. Наши партнеры долго и внимательно к нам присматривались, и вот настало время, когда они поверили в наши способности.
Зашевелились крупные игроки на контейнерном рынке. Здесь непростая экономическая ситуация была искусственно усугублена действовавшим до недавнего времени прямым запретом на заход в торговый порт и обработку контейнеров мировой контейнерной линии maersk. В результате этот грузопоток ушел в Балтийск. Сегодня этот запрет отозван, и мы находимся в переговорном процессе с компанией-экспедитором контейнеров maersk.
Прежняя политика порта строилась на навязывании партнерам кроме стивидорных, еще и пакета других услуг, от которых нельзя было отказаться: грузовладелец, кроме стивидорных услуг, должен был фрахтовать суда определенных фидерных линий, отдать часть экспедирования и пр. Это было похоже на продажу ненужных клиенту вещей «в нагрузку» по интересной магазину цене. Сегодня мы продекларировали, что КМТП – это стивидорный терминал, который занимается только погрузо-разгрузочными работами. Экспедирование, агентирование, судоходные контейнерные линии - это не наш бизнес, и чужой хлеб мы не едим.

- Как улучшение экономического положения предприятия отразолось на благосостоянии работников порта?

- Это отдельный, очень важный вопрос! Во-первых, как уже было сказано, мы перешли на полный рабочий день. Кроме того, нам удалось в разгар кризиса повысить зарплаты в среднем на 20-25%. И в первый раз за все это время ну нас получилось выплатить всему коллективу премию! Пусть небольшую, всего 5% от зарплаты, но это знак уважения и благодарности всем портовикам. Благодарить людей есть за что: в эту тяжелую холодную зиму в порт пришел грузопоток, важный, жизненно необходимый нам всем. И если бы мы где-нибудь споткнулись и не сумели его обработать, этих грузов в порту в перспективе не было бы. Нужно было обеспечить бесперебойную разгрузку вагонов, чтобы они не скапливались на станции, как это нередко случается зимой. Необходимо загружать суда аккуратно, не допуская их простоя. Зимой у нас была такая ситуация, когда в течение двух дней нам нужно было обработать три парохода! И мы справились! Без наших портовиков, настоящих профессионалов, которых у нас осталось так мало, ничего не получилось бы.  Это не просто красивые слова, это - факт.
Оплата труда в порту, недавно измененная и существенно упрощенная, стала понятна людям. Тем не менее, она еще не идеальна. Мы признаем это, и работаем над тем, чтобы постапенно довести все до ума. Мы не шикуем, зарплаты на некоторых предприятиях региона бывают и выше, но в этих ограниченных условиях зарплата портовиков справедливая. Мы стараемся избежать моментов, раздражающих людей: когда человек на окладе в теплом кабинете чувствует себя лучше, чем физически работающий на причале в любую погоду докер, который фактически обеспечивает производство.
Я встречюсь с коллективом и сегодня уже вижу, что слушая меня, описывающего экономичскую обстановку в порту и проводимую работу, люди не ищут подвоха, как это было раньше. Надеюсь, мы сумели доказать портовикам, что реально заинтересованы в создании комфортных условий для всего коллектива.
Сокращения предыдущих периодов довели нас до того, что в нескольких ситуациях нам реально не хватало людей. Можно сказать, порт находится почти на грани человеческого ресурса. Это означает, что в ближайшее время под новые задачи мы будем набирать на работу людей. Рабочие руки в порту нужны! Из привлекательных сторон работы в порту назову неплохую, регулярно выплачиваемую зарплату, соцпакет, обучение, медобслуживание: портовской здравпункт сейчас проходит сертификацию, и скоро кроме нарколога, допускающего к работе, там будут проводить осмотр, вакцинацию, оказывать медпомощь.

- Не секрет, что у КМТП были сложные взаимоотношения с одним из системообразующих российских банков. Как сейчас складывается обстановка на этом фронте?

- Этот конфликт уже абсолютно неконструктивен. Мы справились с кризисом. Дело в  том, что кризис начался как финансовый, а потом «переполз» в сектор реальной экономики. А значит и этот непростой для всех период, был наверняка сложным и для упомянутого банка. Мы считали, что нам тяжелее всех, и люди, понимающие, что деньги зарабатываются не в банках, а на земле и на причалах, должны кучей кинуться к нам с помощью. И в той ситуации поведение этого банка нас, конечно, мягко скажем, не обрадовало. Но с другой стороны, наверняка в период кризисаибанк тоже где-то прошел по краю, и есть некие неизвестные нам обстоятельтсва, которые заставили банкиров вести себя с портом таким образом. Теперь наша точка зрения следующая: кто плохое помянет, тому и глаз вон.
Порт перекредитовывается, объявив конкурс, который официально выиграл один из крупных столичных банков. Но победителем в конкурсе, в котором принимали участие несколько банков, в том числе системооборазующие российские и иностранные, спокойно мог быть стать и наш бывший финансовый партнер.

- Будет ли за сегодняшним подъемом порта следовать какое-то развитие?

- Несомненно! Конечно проблем у нас еще очень много, но мы себя подбадриваем. Сегодня порт входит в новый период, когда можно будет планировать не на месяц, а года на два вперед. Мы создали отдельную службу, которая занимается исключительно инженерной и экономической стратегией предприятия. В независимости от грузооборота у нас есть моменты, которые нужно в любом случае оптимизировать, и наша экономическая слуюба уже разработала целую программу по этому вопросу.
Мы планируем перевооружаться технически. Сегодня идет переговорный процесс с нашими европейскими партнерами о пополнении портового парк новыми погрузчиками разной грузоподъемности и предназначения. Благодаря нашим партнерам, нам будут предоставлены очень комфортные лизинговые условия.
Несмотря на все сложности, КМТП – один из самых крупных налогоплательщиков региона. Это, наверное, одна из причин того, что нас очень серьезно поддерживает Губернатор Г. Боос и заместитель полномочного представителя Президента по Калининградской области А. Дацишин. Это неоценимая помощь с их стороны, материальное выражение которой появится, быть может, завтра-послезавтра, но в такой сложный период, который пережил порт, она была жизненно необходима.

Тимофей Пантюхов
Фото. Валерий Сомкин