АО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП) - крупнейшее предприятие незамерзающего российского порта на балтийском море. КМТП обладает развитой портовой инфраструктурой, современным перегрузочным оборудованием и техникой, применяет передовые технологии для обработки любых видов грузов, за исключением грузов 1-го и 7-го классов опасности, и имеет многолетний опыт оказания портовых услуг. Компания одна из первых столкнулась с жесткими западными санкциями и политикой ограничений, что отразилось на ее деятельности и грузообороте. Однако у руководства предприятия и его нового собственника есть оптимизм и надежды на то, порт восстановит свою работу и будет востребован в интересах калининградской области и всей России. Об этом в интервью «МП» рассказал генеральный директор АО «Калининградский морской торговый порт» Максим Скатов.
«МП»: Максим Валерьевич, разрешите Вас поздравить с назначением на пост генерального директора основного оператора порта Калининград, столь важного на сегодня и, по сути, стратегического порта России на Балтике. Как Вы решились на такую должность в нынешних реалиях, в которых находится порт?
– Благодарю за поздравление. Да, действительно, предложение возглавить «Калининградский морской торговый порт» поступило в очень непростое для предприятия время. Фактически с 2022 года порт функционирует в условиях откровенно враждебной геополитической обстановки и нарастающего санкционного давления со стороны государств ЕС. В то же время эксклавное положение Калининградской области в сложившейся ситуации накладывает на порт дополнительную ответственность по реализации стратегической задачи обеспечения региона товарами первой необходимости. Принимая во внимание вышеперечисленные факторы, а также то обстоятельство, что с 2023 года основным акционером КМТП является Российская Федерация, я поддержал предложение о выдвижении моей кандидатуры на пост генерального директора предприятия. Бесспорно, существует немало проблемных вопросов, однако наличие у предприятия высококвалифицированных специалистов, необходимой материально-технической базы, а у меня – руководящего опыта, полученного на прежнем месте работы в Управляющей компании «Калининградского рыбного порта», дают основания полагать, что нам удастся преодолеть все кризисные моменты и успешно выполнять поставленные задачи по обеспечению транспортной доступности региона.
«МП»: Как известно, стивидорная компания уже находится в собственности государства – акции бывших собственников по суду изъяты в пользу Росимущества. В этой связи какие задачи ставит перед Вами и компанией государство, на какие грузопотоки и виды работ ориентирует? Сократился ли штат работников предприятия вследствие работы компании в условиях жесткой блокады со стороны Литвы и ЕС?
– Как уже сказал, геополитическая обстановка и санкционное давление со стороны государств ЕС отражаются на положении Калининградской области и на порте как неотъемлемом участнике экономических отношений, ключевом операторе товарооборота. В 2022 году произошло снижение объема грузооборота из-за перестраивания логистических цепочек. За 2023 год порт увеличил грузооборот на 20%. Несмотря на снижение объемов перевалки, КМТП второй год подряд удерживает штат в полном составе, без сокращений, и сейчас мы открываем дополнительные вакансии. Адаптация логистических цепочек к новым реалиям происходит успешно при поддержке правительства области и Правительства РФ. Акционер в лице Росимущества ставит задачи сохранения коллектива, увеличения грузооборота и повышения экономической эффективности. В связи с этими задачами открываются новые вызовы, и руководство порта приняло решение участвовать в национальном проекте «Производительность труда». Повышение операционной эффективности, увеличение оборачиваемости судов являются одними из ключевых условий по обеспечению области товарами первой необходимости и повседневного спроса и, соответственно, способствуют увеличению налоговых отчислений в областной бюджет.
«МП»: В связи с транспортной блокадой, которую испытывает Калининградская область, морскому транспорту придается особое значение в деле снабжения региона. Как вписывается АО «КМТП» в эту роль? Какие линии обрабатывает порт, какие грузы принимает, отправляет и как справляется с поставленными задачами транспортный флот на морском плече Калининград – Санкт-Петербург?
– С середины 2022 года было организовано несколько действующих морских линейных сервисов между терминалами портов Большой порт Санкт-Петербург/Бронка и Калининград, включая терминалы АО «КМТП». Это стало стартом для развития каботажных морских перевозок. В данный момент грузооборот КМТП по каботажному направлению показывает положительную динамику роста. Так, в 2022 году КМТП было перевалено 159 тыс. тонн, в 2023 году – 851,7 тыс. тонн, а за I квартал 2024 года – 229,7 тыс. тонн различных видов каботажных грузов (в планах на 2024 год – достичь грузооборота каботажных грузов в объеме 1 млн тонн и выше). КМТП работает практически со всеми морскими операторами действующих каботажных линейных сервисов: ОАО «Северное морское пароходство» (агент ООО «Трансмарин»), ООО «Алгоритм групп», ООО «Калининградское морское пароходство», ООО «Логмарин», ООО «Пеленг», АО «Совфрахт» и другие. На сегодняшний день на линии между морскими терминалами СанктПетербурга и КМТП находится от 10 до 14 судов, которые перевозят генеральные грузы (цемент, металлы, оборудование, автоспецтехнику, пиломатериалы, рефгрузы и др.), навалочные грузы (прежде всего щебень) и контейнерные грузы различных наименований. Данная номенклатура грузов очень важна для Калининградского региона. В целом по предприятию ситуация начинает стабилизироваться, что, в свою очередь, дает возможность повышать уровень оплаты труда и увеличивать штатную численность работников, задействованных в производственных процессах.
«МП»: Существует ли совместная программа регионального правительства и компании по обеспечению транспортного сообщения и товарами? Каким тоннажем подкреплена, как финансируется, какие грузопотоки затрагивает, взаимодействие с какими портами предполагает?
– Выделенные из федерального бюджета средства на субсидирование морских перевозок в Калининградскую область будут направлены Росморречфлоту, который распределит субсидии между морскими грузоперевозчиками. Принятое решение обеспечит стабильную перевозку грузов в Калининградскую область и за ее пределы, поможет не допустить роста цен на товары и поддержать промышленные предприятия региона. Росморречфлот впервые распределил 1,3 млрд рублей субсидий на морские перевозки в конце 2022 года. В 2023 году грузоперевозчикам было перечислено более 2,2 млрд рублей. Объем перевозок с использованием субсидий превысил 744 тыс. тонн. На 2024 год субсидии морским перевозчикам еще не распределены, хотя сообщалось, что они составят примерно 1,8 млрд рублей. Если субсидии будут израсходованы до конца года, их объем увеличат. Власти рассчитывают, что с помощью субсидий цена на морские перевозки будет сопоставима с ценой перевозок по железной дороге. Стоимость перевозок по морю, действительно, снизилась, но только на отдельные виды грузов. Значимость калининградской грузовой морской линии повысилась после того, как Литва летом 2022 года ввела ограничения на железнодорожный и автомобильный транзит подсанкционных грузов с определенными оговорками и квотами на их объемы. При этом сегодня транзит через Литву подсанкционных грузов автотранспортом запрещен.
«МП»: Кроме флота, обрабатывает ли сегодня компания грузы, поступающие в порт автотранспортом или по железной дороге, в каких объемах? Осуществляются ли в настоящее время отгрузки по другим направлениям перевозок – экспорту, импорту, транзиту? Где и как формируется грузовая база для этих направлений, планируете ли развивать их и с какими странами?
– Как правило, автотранспортом осуществляется завоз и вывоз каботажных грузов в порт и из порта. Что касается экспортных, импортных и транзитных направлений, то с учетом санкционного давления на нас недружественных стран традиционные контейнерные порты-хабы в Роттердаме, Антверпене, Бремерхафене и Гамбурге закрылись для российских заказчиков. При этом порты стран Евросоюза были традиционными морскими направлениями и рынками товаров/грузов для Калининградского порта, поскольку он обладает небольшой глубоководностью. Ведущие контейнерные линии прекратили судозаходы в Россию. Сегодня фактически весь российский флот находится под европейскими санкциями, есть проблемы и с фрахтом иностранных судов, с их страхованием для захода в российский порт. Зарубежные недружественные государства ввели множество ограничений, которые сказались на работе российских банков и других финансовых организаций, что привело к проблемам с международными банковскими платежами и т.п. Согласно санкционным пакетам ЕК к экспорту в страны Евросоюза были запрещены такие российские грузы, как металлы, уголь, кокс, торф, древесные гранулы (пеллеты) и другие, которые переваливались через мощности КМТП. Кроме того, к проблеме доступности грузовой базы добавляется еще и проблема дальнего географического расположения дружественных стран, для доставки грузов в которые требуется флот большей грузовместимости и большей осадки.
«МП»: Максим Валерьевич, каково на сегодня техническое оснащение и состояние причалов? В связи с изменением транспортной политики и особыми задачами для порта потребуется ли специальная модернизация или переоснащение специализированной техникой, строительство дополнительных складских мощностей, холодильников и т.п.?
– Калининград в настоящее время является региональным портом, способным обрабатывать все виды грузов. На сегодняшний день уровень технической оснащенности нашей стивидорной компании и опыт ее коллектива достаточны для выполнения поставленных государством задач. Безусловно, принимая во внимание возрастные характеристики перегрузочной техники, причалов, иных объектов инфраструктуры, интенсивность их использования, задачи обеспечения работоспособности, обновления парка перегрузочной техники мы определяем как наиболее значимые. Это непрерывная, постоянная работа менеджмента порта. Так, например, в мае мы ожидаем поставку нового погрузчика грузоподъемностью 10 тонн для выполнения операций внутри контейнеров. Особо хочу отметить, что сегодня, в период развития цифровых технологий, наряду с обновлением производственных мощностей на передний план также выходят задачи автоматизации различных бизнес-процессов. Данному вопросу в компании уделяется большое внимание. Мы не собираемся в этом плане стоять на месте, мы будем двигаться не только в ногу со временем, но и задавать в цифровизации лидерский тон.
«МП»: Ваше видение будущего компании и порта через 5-10 лет? К чему следует стремиться, на что настраивать коллектив? Кто останется конкурентом Вашему порту на Балтике? Могут ли вообще быть какие-либо взаимоотношения со странами Европы в перспективе после всего, что они сейчас делают?
– Сложно говорить о каких-либо долгосрочных планах. Геополитическое положение Калининградской области, санкционная политика недружественных стран, да и сама специфика деятельности предприятия, безусловно, накладывают свои отпечатки. С уверенностью могу утверждать, что КМТП продолжит наращивать конкурентные преимущества для укрепления позиций на рынке стивидорных услуг. Увеличение грузооборота, повышение скорости и безопасности обработки грузов и, как следствие, повышение качества оказания услуг на данном этапе являются нашими основными целями. А главной ценностью предприятия остается его коллектив, именно поэтому мы будем предпринимать все возможные меры для его сохранения. Коллективу хочу сказать – необходимо настраиваться на работу, надеюсь, ее будет много.