Возможности и потенциал развития самых западных морских ворот России, итоги прошлого года и перспективы текущего – тема беседы корреспондента «РГ» с генеральным директором Калининградского морского торгового порта Владимиром Калиниченко.
Российская газета: Владимир Владимирович, грузооборот порта за 2007 год более 4,7 миллиона тонн – это хороший результат?
Владимир Калиниченко: Мало сказать «хороший» - один из наиболее высоких показателей за всю историю порта. Мы формировали очень оптимистические планы с учетом того, что в 2005-2006 годах было падение грузооборота. И все выполнили. Удалось достигнуть прироста более 800 тысяч тонн.
РГ: И какие грузы помогли порту достичь рекордных показателей по перевалке?
Владимир Калиниченко: Собственно, вся традиционная линейка. Достаточно удачно отработали такие грузы, как чугун и кокс. В прошлом году мы начали новый проект совместно с нашим давним партнером - Новолипецким металлургическим комбинатом. Согласно подписанному контракту порт переваливает доставленный с российского предприятия кокс на принадлежащий ему же завод в Европе. Увеличили поставки и Оскольский электрометаллургический комбинат и другие российские металлургические компании, с которыми мы заключили прямые контракты. Теперь получается, что ежемесячно мы перерабатываем более 100 тысяч тонн кокса. Такого не было никогда, максимальный объем кокса, переваливаемого через наш порт, раньше держался на отметке 300-350 тысяч в год. Надо отметить, что увеличение загрузки порта удачно синхронизировалось с проведенным техническим перевооружением.
Российские грузоотправители «на ура» приняли запущенный в порту терминал по перевалке мазута. Терминал оснащен самым современным оборудованием, и возможностями порта теперь пользуются самые крупные и уважаемые наши предприятия, - к примеру, «ЛУКОЙЛ». В текущем году порт планирует расширение этого направления.
РГ: А контейнерные перевозки?
Владимир Калиниченко: В этой сфере порт также достиг рекордного результата. За год мы перегрузили больше 150 тысяч TEU – до этого максимально достигали 112 тысяч. Нельзя говорить, что это предел наших возможностей, скорее, это свидетельство того, что стратегическое направление работы выбрано верно. Мы показали лучшую динамику контейнерного оборота по всей Прибалтике. Это также показатель того, насколько увеличилось поступление грузов в адрес калининградских предприятий. И сами они стали работать значительно интенсивнее – те же «Телебалт», «Автотор», «Радиоимпорт» и другие. Пик этого года – 17 тысяч TEU в ноябре и 16 в декабре перегрузили – это огромные цифры для нас (раньше – не больше 10) – прошли спокойно, без особого напряжения и тем более остановки, сбоев в выгрузке судов.
Мы большую часть своих капиталовложений сделали именно в развитие контейнерного бизнеса – подготовили площадки, закупили технику, тем самым нарастив свои технологические возможности. На заре, так сказать, контейнерного бизнеса, порт начинал с 1-2 погрузчиков. Сегодня у нас парк из 9 погрузчиков, предназначенных для работы именно с контейнерными грузами, три мощных специализированных крана и самое современное и дорогостоящее портовое оборудование.
РГ: Какие задачи вы запланировали решить в этом году?
Владимир Калиниченко: Планы, которые мы сформировали на текущий год – еще более оптимистичные. Мы намерены переработать более 5 миллионов тонн грузов.
И планируем серьезно увеличить возможности порта по перевалке грузов. Собираемся в ближайшее время начать строительство терминала для переработки пищевых и жидких грузов . Планируем ввести в эксплуатацию терминал для приема цемента навалом. Через наш терминал на калининградский рынок выйдет один из крупнейших европейских производителей столь необходимого и дефицитного для наших строек сырья. Это очень серьезно должно упростить жизнь калининградским строителям в части и получения этого сырья – он будет доставляться специализированным транспортом, и его стоимости - цена должна снизиться.
РГ: География поставок расширится?
Владимир Калиниченко: Уже сегодня это – весь мир. Порт работает практически со всеми океанскими линиями и странами, имеющими контейнерный бизнес. Так что мы имеем возможность доставить калининградским предпринимателям товар практически отовсюду. Практикуем ежедневные заходы в Гамбург или Бремерхафен. И за счет того, что мы открыли еженедельные заходы в Роттердам, имеем возможность наладить самую выгодную для грузовладельца или адресата логистику. Серьезно работаем с Санкт-Петербургским портом – в зависимости от грузопотока доставляем контейнерные грузы напрямую, минуя сухопутные границы и таможни. Этой услугой пользуются практически все крупные калининградские компании, ведущие бизнес с «большой Россией».
Это достаточно серьезно дополняет возможности Калининградской железной дороги – когда там появляются проблемы со специализированными вагонами. Перед новым годом на этом направлении пришлось ставить не одно, а два судно, чтобы выполнить все заказы грузовладельцев.
РГ: А наши иностранные соседи не прервут ли установившийся тренд на увеличение объема грузоперевозок? Ведь грузы из «большой России» в направлении Калининградской области и из нее идут по железной дороге транзитом через Беларусь и Литву, а последняя, как известно, склонна часто повышать транзитный тариф по своей территории?
Владимир Калиниченко: Очень серьезную позицию на встрече с литовской стороной занял наш губернатор. Георгий Боос потребовал прекращения дискриминации Калининградской области в транзитном железнодорожном тарифе. На последних переговорах нам не опустили тариф, но и не подняли, как хотели. Это в интересах всех жителей нашей области.