header 1180X60

История

Порт ведет свое начало от одной из старейших на Балтике гаваней города Кенигсберга – столицы бывшей Восточной Пруссии. Само основание города около устья реки Преголя, его развитие и процветание всегда связывалось с торговлей и обеспечением торговых путей, которые во все времена пересекались в порту.

Калининградский Морской Торговый Порт 

Калининградский Морской Торговый Порт

В 1339 году город-порт Кенигсберг вошел в легендарный торговый союз прибалтийских городов Ганзу. Этот год и считается годом основания порта.

Калининградский Морской Торговый Порт

Калининградский Морской Торговый Порт

Образование Калининградского морского торгового порта неразрывно связано с двумя знаменательными историческими событиями - штурмом Кенигсберга и победой советского народа в Великой Отечественной войне.

Калининградский Морской Торговый Порт

Калининградский Морской Торговый Порт

Переданный гражданским властям по акту, подписанному маршалом Советского Союза Василевским, порт стал одним из первых гражданских предприятий, начавших функционировать в разрушенном войной Кенигсберге.

Порт был образован на основании постановления Государственного Комитета Обороны СССР от 20 июня 1945 года и приказа Народного комиссариата Морского флота СССР от 2 июля 1945 года № 269. 20 июня 1945 года стало датой основания нового российского порта на Балтийском море. 

В тот момент порт, как и весь город, представлял собой ужасающую картину разрушения: склады, железнодорожные пути, коммуникации, краны - все лежало в руинах. Гавани и морской канал по всей своей 43-километровой протяжённости были загромождены затонувшими судами и военным имуществом. Это хорошо помнят первые портовики, прибывшие его восстанавливать из других портов СССР.

Первым начальников порта был назначен Причерт Михаил Фёдорович, временно командированный из Северодвинского порта. Уже 26 декабря 1945 года было принято под обработку первое судно - т/х «Ораниенбаум».
В то далекое время у докеров порта, а их в то время называли грузчиками, из средств механизации были только руки и спина. Но был огромный энтузиазм. Отработав смену на разгрузке судов, шли разбирать завалы, восстанавливать дома, ремонтировать технику.

Причерт Михаил Фёдорович

Весной 1946 года начальником порта был назначен Харитон Иванович Греку, приехавший из Владивостокского порта. В первую послевоенную пятилетку появились первые бригады грузчиков. Особое внимание стало уделяться механизации грузовых работ. В порт прибывала новая техника, и портовики учились использовать ее с максимальной эффективностью.

Главной фигурой в конце 40-х годов становится механизатор: крановщик, водитель погрузчика, машинист.

Харитон Иванович Греку

В 1949 году молодой Калининградский порт по результатам своей производственной деятельности уже стал входить в число лучших портов Советского Союза.

Пятидесятые годы стали для порта периодом активной разработки и внедрения новых форм обработки судов и вагонов, новой технологии переработки грузов.
В пятидесятые годы коллектив порта выполнял ряд важных правительственных заданий. С 1955 по 1958 годы порт производил основные работы по комплектации и отправке грузов на судах первых четырех советских антарктических экспедиций.
Ряд портовиков принимал личное участие в этих экспедициях, работая механиками, электриками, лебедчиками, трактористами на полярных станциях. Среди них был и будущий генеральный директор порта Аркадий Евгеньевич Михайлов.
30 ноября 1955 года с первой антарктической экспедицией покинул порт начальник порта Харитон Иванович Греку, назначенный начальником береговой базы «Мирный». Впоследствии, в память об этом человеке и его славных делах, назвали головное судно из серии гигантов-рудовозов «Харитон Греку».

С декабря 1955 года порт возглавил Арам Вартанович Сафаров.
Шестидесятые годы - период освоения новых грузопотоков, внедрения новых форм организации производства.

Арам Вартанович Сафаров

Порт первым в Минморфлоте освоил обработку судов с кубинским сахаром-сырцом насыпью.

В этот период стали создаваться комплексные бригады докеров-механизаторов, когда в состав бригад стали входить не только грузчики, но и крановщики, водители. Это было непростое дело, но эффект был очевиден: сократились простои, повысилась производительность труда, разнообразнее и интереснее стал труд рабочих. Порт начал пополняться новыми электропортальными кранами «Ганц», другой современной техникой.
Порт стал принимать крупнотоннажные морские суда с частичной их разгрузкой на внешнем рейде. В этом была большая заслуга капитана порта Ильи Николаевича Чагина, имя которого сегодня носит один из самых мощных буксиров порта.
В 1962 году, в период карибского кризиса, портовики приняли активное участие в снаряжении судов, направляющихся на Кубу.
В 1966 году порт перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования, в порту начали внедряться новые способы и средства пакетирования грузов, что позволило значительно повысить производительность труда и ускорить обработку судов и вагонов.

В середине 1971 года начальником был назначен Аркадий Евгеньевич Михайлов, он руководил портом на протяжении 25 лет и сыграл огромную роль в его истории. Под его руководством, благодаря его знаниям, высочайшей компетенции и предприимчивости порт превратился в одно из самых авторитетнейших предприятий морского транспорта.

Аркадий Евгеньевич Михайлов

Период семидесятых годов особенно богат и насыщен новшествами в организации труда, в методах обработки судов и вагонов, во внедрении прогрессивных технологических процессов. Среди них - оптимальный режим обработки судов, образование на базе порта транспортного узла.

В 1978 году порт был объявлен базовым предприятием отрасли по внедрению научной организации труда.
Почти каждый квартал коллективу порта присуждались призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании портов Минморфлота, а по итогам работы за 1978-1979 годы порт занесен на всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.
15 сентября 1992 года в соответствии с Государственной программой приватизации порт преобразуется в товарищество с ограниченной ответственностью, а впоследствии - в акционерное общество «Морской торговый порт Калининград».

В мае 1991 года происходит историческое, давно ожидаемое событие в жизни порта и всей Калининградской области - порт открывается для захода иностранных судов. С этого момента быстрыми темпами стала расширяться география грузопотоков, идущих через порт.
Основные усилия направляются на реконструкцию и строительство новых портовых мощностей, развитие линейного судоходства, создание совместных предприятий и компаний, обеспечивающих высокий уровень сервиса во всех сферах морского бизнеса.

В сравнительно небольшой период времени в порту были построены: комплекс для приема судов типа «Ро-Ро» и паромов, пассажирский павильон, терминал для наливных грузов, несколько новых крытых складов, первая очередь контейнерного терминала, совместно с иностранным инвестором построен терминал по перевалке минеральных удобрений навалом. 

Сегодня АО «Калининградский морской торговый порт» - мощное, стабильное, быстро развивающееся транспортное предприятие.